Трагедия Курта Кобейна.
Как вы уже знаете,
в возрасте 27 лет Курт Кобейн, лидер американской рок-группы “Nirvana”,
застрелился 5 апреля с.г. у себя дома в Сиэтле. Тело было найдено
лишь 8 апреля.
По сообщению
газеты «Лос-анжелес Таймс», тяжелое состояние, вызванное чрезмерной
дозой транквилизаторов, в котором находился Кобейн в марте с.г. в
Италии и был доставлен в Американский госпиталь в Риме, являлось
покушением на самоубийство, а не несчастным случаем, как это
утверждалось ранее. Со ссылкой на неназванный источник газета
написала, что тогда в марте музыкант оставил предсмертную записку и
вслед за этим проглотил 60 таблеток. Спустя некоторое время Кобейн
впал в кому, которая продолжалась почти 20 часов.
Сейчас циркулируют
слухи о том, что последней каплей, переполнившей чашу, стали
разногласия между Кобейном и его женой и тоже певицей Кортни Лав,
или, скорее даже, тревога за судьбу их общего ребенка Френсис Бин
Кобейн. Теперь, оглядываясь назад, уже многие начинают говорить о
своем ощущении надвигающейся трагедии. Те песни, что Кобейн создавал
вместе с “Nirvana” и затем кружившие головы миллионам слушателей по
всему миру, являли собой невероятную смесь из личных переживаний
покойного ныне вокалиста – бешенство, гнев, хаос, одиночество и
невыносимые муки. Манерная медлительность вокального речитатива
Курта внезапно срывалась в обвинительные завывания. Смятение
ощущалось в точно таких же нервных срывах гитарных партий, и прежде
всего в песенных текстах.
После
его смерти фэны уже начинают сравнивать Кобейна с Джоном Ленноном –
действительно, Курту удалось овладеть характерным для Леннона
сочетанием поп-мастерства и пронзительного самовыражения. Но Леннон
не заканчивал жизнь самоубийством. Не наблюдалось такого и за
рок-легендами 60-х – Джимом Моррисоном, Джимми Хендриксом, Дженис
Джоплин. Там, где каждый из этих и других рок-бунтарей 60-х гг.
видел хоть минимальную надежду или перспективу, Кобейн всегда
угадывал лишь лицо смерти. Его жизнь и творчество давно уже снискали
расположение охотников за скандалами и стали «долгоиграющей» темой
падкой на сенсации прессе, перерывшей кучи его «грязного белья»,
включая тягу к выпивке и наркотикам, семейные дрязги. «Мне лучше
быть мертвым, чем крутым», - провозгласил Кобейн в композиции
«Держись в стороне» (“Stay Away”) на Nevermind – альбоме 1991 г.,
который разошелся тиражом в 10 млн. экз. во всем мире и сделал Курта
знаменитостью.
А мрачная песня «Я
ненавижу себя и хочу умереть» (“I Hate My Self And I Want To Die”)
не вошла в пластинку In Utero и появилась лишь на недавнем
видеосборнике «Бивис энд Батт-хед компилейшен» (Б. и Б.-х. –
придурочные, но, вместе с тем, культовые среди американских тинейджеров
мультперсонажи телеканала MTV – А.П.). «Смотреть на вещи
оптимистично – это самоубийство», - саданул Курт в песне «Подои это»
(“Milk It”). «Что-то неладное, что со мной?» - настойчиво вопрошает
он в композиции «Радиопереключатель дружелюбия» (“Radio Friendly
Unit Shifter”). “Nirvana” не одинока в своих песнях о безысходности
и смерти. Тоже (как и “Nirvana”) выходцы из американского города
Сиэтла и играющие все в том же стиле «гранж» группы “Soundgarden”,
“Pearl Jam” и “Alice In Chains” тоже размышляют над темой вечного
упокоения и саморазрушения. И в других модных сегодня стилях от «гэнгстэ»
(бандитского) рэпа до индустриального рока «светлый» образ смерти
присутствует, что называется, на каждом шагу.
В своих песнях
Кобейн отвергал или просто относился с антипатией ко всему, что
окружало его в мире: он сам, любовь, товарищеские отношения,
надежда, успех, человеческое тело и секс. «Весна опять здесь –
половые гланды», - скоморошничал Курт в композиции «В цвету» (“In
Bloom”). Его музыка была не только бузой человека, который
неожиданно и гневно лягал кретинизм и абсурдность, что (как он
видел) окружали его. Он хотел буквально выпрыгнуть из своей кожи.

Составлено по
материалам американской печати
и Joker 28.04.1994г.
|