Nirvana


 

Трагедия Курта Кобейна.


Как вы уже знаете, в возрасте 27 лет Курт Кобейн, лидер американской рок-группы “Nirvana”, застрелился 5 апреля с.г. у себя дома в Сиэтле. Тело было найдено лишь 8 апреля.

По сообщению газеты «Лос-анжелес Таймс», тяжелое состояние, вызванное чрезмерной дозой транквилизаторов, в котором находился Кобейн в марте с.г. в Италии и был доставлен в Американский госпиталь в Риме, являлось покушением на самоубийство, а не несчастным случаем, как это утверждалось ранее. Со ссылкой на неназванный источник газета написала, что тогда в марте музыкант оставил предсмертную записку и вслед за этим проглотил 60 таблеток. Спустя некоторое время Кобейн впал в кому, которая продолжалась почти 20 часов.

Сейчас циркулируют слухи о том, что последней каплей, переполнившей чашу, стали разногласия между Кобейном и его женой и тоже певицей Кортни Лав, или, скорее даже, тревога за судьбу их общего ребенка Френсис Бин Кобейн. Теперь, оглядываясь назад, уже многие начинают говорить о своем ощущении надвигающейся трагедии. Те песни, что Кобейн создавал вместе с “Nirvana” и затем кружившие головы миллионам слушателей по всему миру, являли собой невероятную смесь из личных переживаний покойного ныне вокалиста – бешенство, гнев, хаос, одиночество и невыносимые муки. Манерная медлительность вокального речитатива Курта внезапно срывалась в обвинительные завывания. Смятение ощущалось в точно таких же нервных срывах гитарных партий, и прежде всего в песенных текстах.

После его смерти фэны уже начинают сравнивать Кобейна с Джоном Ленноном – действительно, Курту удалось овладеть характерным для Леннона сочетанием поп-мастерства и пронзительного самовыражения. Но Леннон не заканчивал жизнь самоубийством. Не наблюдалось такого и за рок-легендами 60-х – Джимом Моррисоном, Джимми Хендриксом, Дженис Джоплин. Там, где каждый из этих и других рок-бунтарей 60-х гг. видел хоть минимальную надежду или перспективу, Кобейн всегда угадывал лишь лицо смерти. Его жизнь и творчество давно уже снискали расположение охотников за скандалами и стали «долгоиграющей» темой падкой на сенсации прессе, перерывшей кучи его «грязного белья», включая тягу к выпивке и наркотикам, семейные дрязги. «Мне лучше быть мертвым, чем крутым», - провозгласил Кобейн в композиции «Держись в стороне» (“Stay Away”) на Nevermind – альбоме 1991 г., который разошелся тиражом в 10 млн. экз. во всем мире и сделал Курта знаменитостью.

А мрачная песня «Я ненавижу себя и хочу умереть» (“I Hate My Self And I Want To Die”) не вошла в пластинку In Utero и появилась лишь на недавнем видеосборнике «Бивис энд Батт-хед компилейшен» (Б. и Б.-х. – придурочные, но, вместе с тем, культовые среди американских тинейджеров мультперсонажи телеканала MTV – А.П.). «Смотреть на вещи оптимистично – это самоубийство», - саданул Курт в песне «Подои это» (“Milk It”). «Что-то неладное, что со мной?» - настойчиво вопрошает он в композиции «Радиопереключатель дружелюбия» (“Radio Friendly Unit Shifter”). “Nirvana” не одинока в своих песнях о безысходности и смерти. Тоже (как и “Nirvana”) выходцы из американского города Сиэтла и играющие все в том же стиле «гранж» группы “Soundgarden”, “Pearl Jam” и “Alice In Chains” тоже размышляют над темой вечного упокоения и саморазрушения. И в других модных сегодня стилях от «гэнгстэ» (бандитского) рэпа до индустриального рока «светлый» образ смерти присутствует, что называется, на каждом шагу.

В своих песнях Кобейн отвергал или просто относился с антипатией ко всему, что окружало его в мире: он сам, любовь, товарищеские отношения, надежда, успех, человеческое тело и секс. «Весна опять здесь – половые гланды», - скоморошничал Курт в композиции «В цвету» (“In Bloom”). Его музыка была не только бузой человека, который неожиданно и гневно лягал кретинизм и абсурдность, что (как он видел) окружали его. Он хотел буквально выпрыгнуть из своей кожи.

 


Составлено по материалам американской печати
и Joker 28.04.1994г.
 

 

Copyright © 2000 - 2002 9th Scotch. All Rights Reserved.

 

Hosted by uCoz