“Nirvana” стала
той группой, которая выплеснула в массы и на рынок поп-музыки
энергию панк-рока. Андеграунд в США активно действовал уже более
десяти лет, создав обособленный круг тех групп, что не хотели
становиться коммерческими звездами: команды эти играли в небольших
местных клубах по США, записывались на независимых фирмах, а их
музыку крутили маломощные «колледж стэйшнс» - университетские
(студенческие) радиостанции. А затем состоялся приход альбома “Nevermind”,
который дал ясно всем понять, что стоит лишь уделить немного
внимания качеству мелодий и профинансировать проект, как горластый и
часто сумбурно-бессвязный панк может необыкновенно мощно
воздействовать и на более широкую аудиторию поклонников рок-музыки.
“Nirvana” подоспела вовремя и имела в своих рядах талантливого
поэта-песенника. В сотрудничестве с Крисом Новоселиком (бас-гитара)
и Дэйвом Гролем (ударные) Кобейн соединил грубую силу хэви-метала,
живой, но неотшлифованный панк-рок и мелодичность, что была присуща
битловской эре.
Невнятные,
изломанные слова в его песнях музыка заставляла звучать как
манифест. Слушателям самим с трудом приходилось расшифровывать
многие из стихотворных строчек, пропетых Кобейном, хотя они и были
напечатаны на вкладышах в конвертах с пластинками.
Ирония,
которую фэны улавливали в начальных строчкахнаиболее знаменитого
номера “Nirvana” “Smells Like Teen Spirit”, обернулась в конце
концов трагедией. «Заряжай пистолеты и приводи своих друзей», -
приглашал к действию своих поклонников Кобейн в этом хит-номере.
У Кобейна не было
намерений сделать капитал на панке. На вкладыше в конверт альбома
“Insecticide” (который вышел в 1992 году между “Nevermind” и “In
Utero”) Курт написал: «Я не чувствую ни малейшей вины за
коммерческую эксплуатацию полностью исчерпавшей себя молодежной
рок-культуры, потому что на данном этапе истории рока панк-рок (хотя
панк все еще дорог для некоторых) для меня умер и ушел». Но никто
Курту, конечно же не поверил.
Кобейн рассказывал
в интервью, что панк-рок спас ему жизнь, когда он был хилым и
болезненным, неуспевающим в школ, оторванным от жизни неудачником в
провинциальном городе Абердин, шт. Вашингтон. Панк по Кобейну (гранж)
– это отдушина для чувства разочарования и безысходности, община для
аутсайдеров, пристанище, которое Кобейн сравнивал с буддийской
концепцией нирваны. А для своих ревностных приверженцев панк
является культурой отказа, с брезгливостью отметающей попсу, которая
раболепствует перед материальным успехом и стремится к бездумному
удовольствию.
Смерть и
возможность саморазрушения неотступно следуют за панком.
Гипнотическое влияние этих призраков в виде символов отражается в
разодранной одежде и проколотых булавками телах, в создании мифа
вокруг стремительного взлета и падения – бессмысленной смерти
бас-гитариста Сида Вишеса из панк-группы “Sex Pistols”. В конце
концов выживание означает лишь компромисс.
В процессе
создания альбома “Nevermind” музыканты “Nirvana” осознали, что
группа постепенно съезжает в коммерцию; на конверте альбома
изображен младенец, который тянется к рыболовному крючку, где в
качестве наживки покачивается долларовая банкнота. Продажа лишь, как
вначале прогнозировалось, 100 тыс. экз. этого альбома могла вполне
насытить рынок альтернативного рока, и альбом дошел бы до тех людей,
которые, вероятно, смогли бы понять эту музыку. Однако продажа, как
это вышло в действительности, миллионов экземпляров пластинки
означала, что Кобейн ублажал своими «серенадами» тез людей, которые
причиняли ему душевные муки в его юношеские годы. Поняв это, Кобейн
в одно мгновение окаменел и замкнулся.
Он стал
использовать свое неожиданное влияние, чтобы пропихивать свои
любимые, но малоизвестные группы в различные музыкальные
фестивальные программы.. Он замил журналистам и испровергал,
старался унизить вс. Прессу, которая приветствовала его «гранж» -
стиль. В страшно популярной в США телепрограмме «Прямой эфир сегодня
ночью» он поцеловал своего бас-гитариста Новоселика прямо в губы,
стермясь спровоцировать, вызвать отвращение у лощеной публики.
Кобейн донес до широкой аудитории альтернативную музыку, и он шел
навстречу своей гибели. Его популярность помогла той музыке, что он
так любил, - популярность обернулась коммерцией. Мышеловка
захлопнулась…
Сквозь
слезы жена Кобейна Кортни Лав читала предсмертную записку Курта. Ее
голос, записанный на магнитофонную пленку и усиленный динамиками,
слушали сотни молодых людей, собравшихся в Сиэтле 10 апреля с.г. на
заупокойную молитву при свечах. Сама Лав вместе с небольшой группой
скорбящих, включая членов группы “Nirvana”, проследовала на закрытую
для меломанов заупокойную службу, которая состоялась воскресным
вечером в небольшой церквушке всего лишь в нескольких кварталах от
того места, где фанаты слушали последнее слово Кобейна. «Меня ничто
не волновало, не возбуждало уде так много лет, - читал голос Лав на
пленке, - Все дело в том, что я не могу водить вас за нос, любого из
вас. Самое худшее преступление – это притворство». Голос Лав
прерывается на долю секунды, и заплаканная женщина произносит: «Нет,
самое тяжелое преступление – это уход из жизни».
Александр Поляков

Составлено по
материалам американской печати
и Joker 28.04.1994г.
|